Как читать PMBoK

Довольно много информации в интернете и профессиональном сообществе о стандартах и документах, предлагающих единые подходы и приемы к выполнению проекта. В нашей стране наиболее распространенным является стандарт PMI PMBoK. На его базе разработаны другие стандарты, например, ISO 12500:2014 «Управление проектами», разработаны многие программы для управления проектами и разработано множество курсов обучения по управлению проектами. Однако, часто начинающие специалисты сталкиваются с необходимостью читать и осваивать большие объемы материалов, изложенные в этом документе.

На самом деле, большинство стандартов по управлению проектами построены примерно по одному принципу. Отличия в основном заключаются в конкретных терминах и конструкции. Конечно, во многом они и отличаются, но идея в них содержится одна.

IMG_1983Как относится к PMBoK? Об этом тоже сломано не мало копий. Есть много подходов в PMBoK — и как к библии, и как к философии проектного управления, и как к справочнику. Авторы этой статьи предлагают пользоваться им как справочником.
Мы считаем, что он таким и является, о чем и говорили в одной из статей на этом портале. То есть его наиболее эффективное применение заключается в том, что туда можно подсмотреть в любой момент времени и получить исчерпывающую информацию о том, что делать руководителю проекта дальше. Для этого наиболее важным является определение момента в проекте, в котором мы находимся.

К слову, экзамен PMP, который проводит та же организация на основе PMBoK, именно этот навык и проверяет. Профессионал в области проектного управления должен уметь ориентироваться в текущей ситуации по проекту для того чтобы адекватно определять инструменты и методы, которыми необходимо воспользоваться и понимать, к каким последствиям приведут те или иные действия.

Так все-таки как читать PMBoK?

К сожалению, не так много людей умеют это делать. Мы считаем, что читать его не нужно. Как мы говорили выше, им следует пользоваться как справочником. Тогда станет понятно, что же такое PMBoK. Попробуйте для начала самостоятельно ответить для себя на вопрос, что же такое проект. Поверьте, это увлекательные размышления, которые могут натолкнуть вас на большое количество выводов. Более того, такой подход позволит вам ускорить процесс развития своего профессионального навыка в области управления проектами.

Итак, весь PMBoK разбит на так называемые группы процессов и области знаний. К слову, речь идет о последней редакции, существующей на момент публикации материала — 5-ой. Однако уже сейчас готовится к выходу шестая редакция — PMBoK 6th. В этой редакции на взгляд автора гораздо более логично и эффективно расположен материал. Это означает, что все что нужно руководителю проекта можно быстро найти через оглавление, найти ответ на нужный вопрос довольно быстро. В актуальной ;t редакции все разбросано по книге и профессионал должен понимать, откуда черпать информацию.

Итак, первая часть посвящена тому, что же такое проект и как с ним работать. Это определение проекта и его окружения, определение жизненного цикла проекта и групп процессов. Мы не будем оригинальны, когда попросим не путать группы IMG_1135процессов с фазами жизненного цикла. Это та часть, на которой стоит сосредоточиться для понимания сути вещей.

Рекомендуем в этой части обратить внимание на типы жизненных циклов, которые предлагает стандарт — предиктивный (стандартная, «каскадная» модель) и адаптивный (модная «спиральная» модель). В целом это две единственные методики, которые были придуманы человечеством для реализации проектов. Никто больше ничего умнее придумать, к сожалению, не смог. И, несмотря на то, что в профессиональной среде идут разговоры о том, что гибкие методологии умирают, они получают все большее распространение среди руководителей проектов. Достаточно вспомнить, что бизнес — это тоже проект, причем проект, который чаще всего движется именно по спиральной методологии. В одной из статей мы говорили об ориентации на бизнес. В PMBoK 5th впервые появились упоминания указанной методики. Хотя это и нельзя назвать полноценным описанием, скорее это только отсылка к тому, что подобный метод имеет право на существование.

В дальнейшем раскрывается несколько областей знаний.

  • Управление интеграцией рассказывает о необходимости, методах и инструментах объединения людей в процессе выполнения проекта
  • Управление содержанием описывает подходы определения, уточнения, управления составом работ и выходной продукции, которую вы планируете передать вашему заказчику, а также определяет особенности процедур работы с требованиями проекта
  • Управление сроками помогает руководителю проекта ничего не забыть при составлении расписания (не путать с планом проекта)
  • Управление стоимостью проекта определяет методы и инструменты работы со стоимостью (не путать с бюджетом)
  • Управление качеством проекта помогает определить подходы, позволяющие руководителю проекта обеспечивать качество выходной продукции и качество услуг
  • Управление человеческими ресурсами помогает руководителю проекта работать с командой — подбирать, развивать и т.п.
  • Управление коммуникациями определяет способы, формат и каналы информирования участников проектной команды и заинтересованных сторон о происходящих в проекте событиях
  • Управление рисками выделяет негативные риски (угрозы) и позитивные риски (возможности), с которыми вам как руководителю проекта придется столкнуться
  • Управление закупками PMBoK 5th предлагает руководителю проекта как достаточно общее описание стандартных в целом процедур закупок, принятых во многих организациях
  • Для заинтересованных сторон, впервые появившихся в тексте этого стандарта, предлагается определение, планирование работы с ними и рекомендуется не забывать о необходимости принимать во внимание их особенности и потребности

Каждый из этих разделов снабжен некоторой детализацией, в случае если это применимо. Например, управление человеческими ресурсами разбито на «Подбор команды», «Развитие команды» и т.п. Это никак не влияет на порядок чтения PMBoK кроме объема материала.

Мы рекомендуем для начала понять, в какой группе процессов вы находитесь в вашем проекте

  1. Инициация — проект или фаза проекта начинается: готовится Устав проекта и определяются ключевые характеристики проекта и продукта, определяются ключевые заинтересованные стороны
  2. Планирование — проект или фаза проекта описываются в формате «что мы должны сделать, чтобы завершить проект»
  3. Выполнение — проект или фаза проекта проходит через запланированные работы к цели
  4. Мониторинг и контроль — проект или фаза находятся под наблюдением, измерением прогресса, определением результативности выполняемых действий (недавно мы публиковали статью о контроле при помощи контрольных событий)
  5. Завершение — проект или фаза исчерпали все запланированные работы, необходимо получить формальное подтверждение об этом, сделать выводы и продолжить движение дальше

ПослIMG_1478е этого необходимо обратить внимание на стоящие задачи. Если они сформулированы наиболее общим образом, или вы не знаете, что делать — обратитесь к PMBoK! В нем содержится рекомендация по каждой из 13 областей знаний и список дел, которые необходимо выполнить сейчас! Конечно, их следует рассматривать через призму вашей профессии, отрасли и компании — но в целом это именно ваша дорожная карта.

Если же у вас существует конкретная проблема и вы не знаете, что с ней делать — обратитесь к PMBoK. Он подскажет вам, что делать в первую очередь. Не стоит ждать от него конкретных советов, но, руководствуясь общей с ним философией и пониманием сути происходящих событий вы получите отличную возможность продемонстрировать свою готовность к новым амбициозным проектам.

А мы напоминаем, что опубликовать выводы по своим проектам, или посоветоваться с нами или вашими коллегами вы можете на нашем форуме, всегда доступном для вас.

Кроме того, предлагаем посетить страницу о ресурсе или зарегистрироваться, чтобы принять активное участие в сообществе.

Вам также может быть интересно

Добавить комментарий