Ориентация на бизнес

Многие стандарты по управлению проектами скатываются в теоретизацию и теряют самую суть проектного управления. Отдаляясь, эти стандарты начинают вызывать усмешку у представителей бизнеса и конечном счете теряют доверие. Поэтому важно не забывать о том, для чего мы делаем проекты и зачем они в принципе задуманы.

На наш взгляд, проекты бывают нескольких категорий по своей полезности для окружающего мира.

Социальные проекты

Этот тип проектов служит для того, чтобы кто-то — человек, общность людей — качественно изменили свою жизнь. Такие проекты не ориентированы на деньги, их целью не является увеличение денежного потока. По крайней мере, напрямую.

Как правило, это такой комплекс активностей, который ведет к вложению денег в какое-то развитие.

С другой стороны, получение прибыли в крайне долгосрочной перспективе также можно считать вложением или инвестицией. Но для целей данной классификации мы будем пренебрегать такими перспективами. Речь идет о десятках лет, поэтому измерить реальную эффективность таких проектов проблематично.

В жизни, как правило, это выглядит как вложение сил, времени и средств в какие-то социальные институты типа фонpeople-852427_960_720дов помощи детей-инвалидов, незрячих людей или сирот. Проектом это называется постольку, поскольку оказывается помощь определенным категориям населения.

Откровенно говоря, мы бы не стали называть их проектами, так как они, обычно живут долго. Несколько лет. Как правило, они не имеют конкретного срока выполнения, а лишь абстрактную задачу вроде такой: «Помогать детям угнетенных народов получать образование и своевременную медицинскую помощь». Такие проекты находятся в сегменте воздействия на конкретную социальную группу или другую общность людей.

Вообще в бизнес-среде стало модно употреблять слово «проект» даже по отношению к делам, которые таковыми не являются. И хотя, как мы говорили в одной из статей, это не лишено смысла, с точки зрения корректности терминологии и общедоступности терминов это некорректно.

Инфраструктурные проекты

Под такими проектами мы понимаем проекты, которые направлены на создание условий для бизнеса. То есть от них вообще никто ничего не ждет кроме повышения всеобщих позитивных настроений. Чаще всего это всякого рода общеэкономические стройки и мероприятия: олимпиада в Сочи, строительство моста на остров Русский, внедрение портала предоставления государственных услуг в электронном виде. Хотя, в последнем случае, возможно, преследовалась все-таки благая цель по сокращению трудозатрат государственных служащих на обработку информации.

То есть такие проекты — это стезя государства.

bridge-19513_960_720Они имеют вполне определенную цель и даже оценку последствий их реализации. Однако, период их окупаемости и количество факторов, влияющих на это, настолько велико, что однозначно говорить о прибыльности мероприятия невозможно.

Инфраструктурные проекты направлены на обширные социальные слои и, как правило, затрагивают огромное количество людей и компаний, которые будут пользоваться продуктом, полученным в результате проекта.

Как и все, что делает государство, такие проекты имеют ценность в перспективе десятилетий, а в некоторых государствах — столетий.

Сюда мы относим в том числе исследовательские и научные проекты.

Личные проекты

Это все проекты, которые мы с вами делаем для себя. Сюда входят покупки автомобилей, сумочек для своих девушек, курсовые и рефераты и многое другое. Эти проекты направлены лично на себя, а продуктом такого проекта чаще всего пользуются 1-2, максимум десяток людей.

training-603981_960_720Однако, они также обладают ценностью, прибыльностью.

Например, получая образование (а ведь это также для вас полноценный проект, которым вы управляете) вы повышаете свою ценность для будущего работодателя и таким образом вкладываете в себя силы, время и средства за счет спонсорской поддержки родителей и государства для того, чтобы в дальнейшем приносить себе материальное благополучие, родителям спокойную старость, а государству — уверенную добавленную стоимость.

Бизнес-проекты

И, наконец, проекты, направленные бизнесом на повышение своей собственной эффективности. То есть напрямую завязанные на рентабельность и прибыльность предприятия. Как правило, период окупаемости таких проектов редко превышает 2-3 года, а вовлечены в проекты — от нескольких человек до всего штата компании и контрагентов предприятия.

Примером таких проектов может быть внедрение ERP-системы, или оптимизация системы производства продукции. Таких проектов очень много и большинство руководителей проектов работают именно над такими проектами.

money-256282_960_720Одно предприятие может за год проводить десятки проектов. В то время как государство более ограничено в своих возможностях и потребностях, а каждый человек выполняет гораздо меньшие по объему, а главное — эффекту, проекты.

Такие проекты составляют основу экономики каждого государства и предоставляют почву для изменения окружающей нас действительности.

Строго говоря, каждый бизнес — это проект. Он может управляться по гибким методологиям, или через классическую водопадную модель, но это — проект. Поэтому бизнес до тех пор жив, пока он выполняет проекты. Как только бизнес перестает выполнять проекты и переходит к монотонной процессной деятельности, его сразу же «съедают» конкуренты, которые не останавливаются в своей проектной деятельности. И это справедливо для любого бизнеса.

Кто-то, возможно, возразит о том, что есть ряд естесственных (или не очень) монополий на рынке, которые не занимаются проектами. Во-первых, это не совсем так. Как минимум они модернизируют свои мощности и осуществляют строительство новых. Во-вторых, монополии — это отдельная субстанция, к которой многие правила не применимы. Поскольку у них чаще всего отсутствует необходимость бороться за выживание, они не делают проекты, а значит — не повышают свою эффективность и расходуют важнейшие стратегические ресурсы крайне небрежно. Но это не значит, что от них нет пользы. В любом случае, желающие могут изучить вопрос существования монополий отдельно, в рамки нашего материала он не входит.

Эти проекты интересны тем, что они направлены на скорейшую реализацию. Руководитель проекта и спонсор всегда находятся в поиске повышения скорости выполнения проектов, ускорения отдачи от них, постоянном поиске новых возможностей (читай — проектов). И тут как нельзя кстати приходится руководитель проектов.

Помните, мы раньше говорили о том, что все мы — руководители проектов? Так вот и в бизнесе чаще всего успешный руководитель проекта — сам бизнесмен. Собственник или директор компании. По большому счету, это главный заинтересованный в проектах человек.

Однако, в последнее время мы все чаще сталкиваемся с тем, что руководитель поручает выполнение проекта или своему подчиненному, или вообще нанимает на работу выделенного руководителя проекта. По этому вопросу сломано уже немало копий, написано немало статей и сделано немало докладов. На наш взгляд, технология вполне жизнеспособна. Но реализация ее чаще всего оставляет желать лучшего.

Дело в том, что для любой организации существует такой показатель как уровень зрелости компании для проектного управления. И все дальнейшие действия, связанные с управлением проектами, должны опираться на понимание этого уровня. Часто этим пренебрегают.

Такие особенности приводят к тому, что проект «соскакивает» с ориентации на бизнес. Он уходит в сторону и идет прямо hands-1222866_960_720напролом к цели. Однако, следует понимать, что проект в первую очередь должен помогать бизнесу. Многие руководители проектов превратно трактуют PMBoK, не давая бизнесу сделать дополнительные шаги для максимизации прибыли. В этом своде знаний не написано вставлять палки в колеса!

Сейчас PMI обратила внимание на этот вопрос и пытается в созданном профессиональном сообществе на сайте http://www.projectmanagement.com/ разбирать эти вопросы и менять ментальность воспитанных собою же руководителей проектов. Именно поэтому бизнес выбрал более гибкий подход к проектам и чем дальше, тем больше таких подходов появляется — Agile, Scrum…

Означает ли это, что руководитель проекта должен выполнять роль флюгера? Отнюдь, нет. Каждая идея и поступающее предложение об изменении проекта должно тщательно анализироваться, должен быть оценен эффект от него, который получит компания, а также взвешена стоимость изменений. Напомню, руководитель проекта должен быть чуточку бизнесменом.

Конечно, особняком в этом вопросе стоит краеугольный камень руководителей проектов — подрядный способ выполнения проектов. Здесь колоссальное значение имеет бюджет проекта, а также взаимоотношения. Почти все такие проекты для одной из сторон проходят тяжело. А иногда и для обеих.

Но в целом мы все же считаем, что для бизнеса крайне важны проекты, а значит и руководители проектов востребованы и будут далее все больше востребованы бизнесом. В России сейчас происходит бум осознания проектных технологий, который ведет к качественно новому пониманию изменений в компаниях. А мы хотим вам в этом помочь и стараемся аккумулировать на своем сайте знания, практические наработки и выводы, которые могли бы нам всем помочь. Мы искренне надеемся, что вы найдете несколько минут в неделю, чтобы прочесть наши статьи или поучаствовать в обсуждениях.

Успешных и прибыльных вам проектов! На нашем форуме вы можете задать вопрос или оставить свои выводы по завершенным проектам.

Вам также может быть интересно

Добавить комментарий