Сортность и качество продукта проекта

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какая колбаса для вас качественная? А что такое сорт? В этой статье мы поговорим о качестве и разберемся чем оно отличается от сорта. Понятия управления качеством в проекте мы раскроем в следующих статьях, а здесь определимся с понятиями.

Итак, ответьте для себя на простой вопрос: какая колбаса из лежащих на прилавке будет для вас качественной? Автор статьи часто задает этот вопрос начинающим руководителям проектов и накопил такую статистику ответов:

  • Колбаса должна быть вкусная
  • Она должна быть сделана из мяса
  • Продукт должен соответствовать ГОСТам
  • Должна быть красивая упаковка
  • Колбаса должна быть недорогая

Есть еще много вариаций на эту тему, но приведенные примеры встречаются наиболее часто. А какой из этих ответов пришел на ум вам?

А теперь представьте, что производитель сделал колбасу, которая является недорогой. А для вас качественная колбаса та, которая сделана из мяса. Что вы подумаете о такой колбасе? Скорее всего, вы сочтете ее некачественной и недостойной вашего внимания. Между тем найдутся люди, которые сочтут и эту колбасу качественной и вкусной.

Для производителя очень важно найти потребителя своей продукции и делать продукт для этого круга лиц. Например, мы будем делать колбасу, которая будет выполнена по всем ГОСТам. Она будет дорогая и, может быть, на чей-то изысканный вкус не вкусная, но она будет выполнена по ГОСТ. Тогда мы в своей рекламе, на упаковке и во всех источниках будем указывать именно то, что она выполнена по отечественным стандартам. Это привлечет к нашей продукции именно тех потребителей, которым нужна именно такая колбаса и, если мы действительно выдерживаем ГОСТ, они останутся довольными этой продукцией. Соответственно, они получат полное удовлетворение своих требований и будут покупать продукцию вновь и вновь, приводя ко всему и новых покупателей. Таким образом, качество будет достигнуто.

Качество — это степень соответствия предъявляемых к продукту требований с тем, что мы получили в реальности

Напротив, ориентируясь на дешевую колбасу и привлекая к ней аудиторию, которая выбирает продукцию по ГОСТ, мы рискуем выдать колбасу существенно более низкого качества. То есть наши покупатели будут не удовлетворены продукцией и, скорее всего, перестанут ее покупать. Тогда, как правило, говорят о низком качестве продукта.

В проектах в целом все происходит также, как и с колбасой. Собственно, разработка нового рецепта колбасы и является проектом (вспомним одну из наших предыдущих статей о том, что же такое проект). Поэтому продукт этого проекта и определяет судьбу IMG_1206производства этой продукции в цехах. То же самое можно сказать и о других продуктах других проектов.

Автомобиль: формируя у покупателя понимание того, что наш автомобиль бюджетный, мы автоматически даем ему конкретный уровень ожиданий и привлекаем такую категорию людей, которым этого достаточно, а мелкие поломки они сочтут нормой — тогда автомобиль будет считать качественным.

Квартира: если мы продаем квартиру с видом на море и с черновым ремонтом, мы заранее привлекаем тех покупателей, которым важен вид на море и не важно наличие ремонта или других удобств; они будут довольны, если их требование о наличии рядом моря и виде его из окна будет удовлетворена.

Сумочка для девушки: будет качественной тогда, когда окажется безразмерной и будет по цвету подходить к определенным туфлям; как-то раз автор наблюдал сияющую от удовольствия девушку, которая смогла поместить в свою не очень дорогую сумочку большую булку хлеба для лебедей.

Информационная система: будет качественной тогда, когда в ней не будет много ошибок, она будет быстро открываться и выводить в удобном виде нужную информацию — скажет вам бухгалтер, и будет прав, поскольку это его требования к этому IMG_1248продукту проекта.

И так можно продолжать до бесконечности. Каждый продукт будет обладать набором свойств и характеристик, к которому у потребителя будет предъявлен свой набор требований. И соответствие этого набора требований свойствам и характеристикам продукта определит успех вашего продукта в глазах потребителя.

А причем же тут сортность?

Сорт — это уже конкретно количественный показатель тех самых свойств и характеристик, которыми обладает продукт. По сути, он имеет довольно опосредованное отношение к качеству. Виной тому наше прошлое, когда на прилавках лежали продукты разного сорта. Продукты высшего сорта обладали наибольшим количеством преимуществ, потому что выполнялись из более дорогого и качественного сырья, более низких сортов — из более дешевых. Конечно, они отличались ценой. Однако, у нас осталось в памяти, возможно, на генном уровне, что чем выше сорт, тем выше качество продукта. Но это не так.

Например, колбаса второго сорта (из обрезков мяса) может быть качественной, но не такой вкусной для определенного круга жителей нашей страны. Но при этом другая группа жителей может любить именно такую колбасу. Кто-то покупает ее по более низкой цене и по этому критерию считает качественной. Но то, что она второго сорта не делает ее менее качественной, нежели колбаса высшего сорта.

Если прибегать к примерам, которые использовались выше, то выходит вот что.

  • Автомобиль: отсутствие кондиционера не делает автомобиль менее качественным
  • Квартира: одна лишняя комната не сделает квартиру более качественной
  • Сумочка для девушки: отсутствие или наличие ремешка на сумке не делает ее менее качественной
  • Информационная система: отсутствие API-интерфейса или отсутствие какой-то функции не делает программу менее качественной

Таким образом, сортность и качество — два не связанных между собой понятия, которые часто в нашей жизни пересекаются. Руководителю проекта важно четко понимать разграничение между этими понятиями и управлять проектом в соответствии с имеющимися требованиями, чтобы обеспечить нужное качество, и согласовывать состав свойств и характеристик, чтобы обеспечить правильную сортность.IMG_1473

Помните, что одной из наиболее часто встречающихся ошибок руководителей проектов является поставка большего количества свойств продукту, чем это необходимо. Многие считают, как говорили в известном кинофильме, что чем больше мы сдадим, тем лучше. Это не так. Если мы сдали больше, значит, мы потратили лишние деньги и, возможно, это приведет к тому, что сам по себе проект окажется не успешным.

Желаю вам успешных и интересных проектов. Почитать о таких проектах можно на нашем форуме, а также в наших статьях. Спасибо, что остаетесь с нами

Вам также может быть интересно

Добавить комментарий