Пример проектного менеджмента: водопад

В интернете очень много информации о том, что же такое водопад и и как правильно с ним работать. Но на практике почти всегда случаются серьезные отклонения. По большому счету, мало кто из руководителей проектов работает действительно по водопаду. Даже термин появился — гибридная модель. В этой статье мы попробуем разобраться в том, что же такое водопад, как им правильно пользоваться и какие примеры проектного менеджмента в этой части мы можем привести.

На практике большинство проектных компаний и проектных менеджеров декларируют соответствие модели «водопад». Но стоит лишь немного погрузиться в методику этих руководителей проектов, чтобы понять, что это не так.

Почему так происходит?

Причин много. Наиболее часто встречающееся — недопонимание самой сути проектной методологии с предикативным жизненным циклом. А именно так и называется «водопад» по-правильному. Всего в мире насчитывается две технологии. Помимо упомянутой существует еще адаптивный жизненный цикл. Немногим ранее мы уже говорили об обоих и даже сравнивали их.

Автор этой статьи считает, что адаптивный жизненный цикл и все новомодные методики типа Agile или Srum — лишь частный случай предикативного жизненного цикла. Суть в том, что продукт при Agile или Scrum разбивается на много мелких проектов, каждый из которых уже в свою очередь выполняется по «водопаду». То есть, получается, ничего лучше этой методики человечество до сих пор не изобрело.

Так вот ключевой посыл «водопада» — постепенное уточнение требований — неправильно истолковывается большинством руководителей проектов. Как правило, они это понимают как отсутствие потребности детальной проработки содержания на ранних этапах. А самое главное — во время инициации проекта. Например, часто декларируется: «внедрение Microsoft на 200 рабочих мест». На этом описание содержания заканчивается.

IMG_1453Это фатальная ошибка. Связано это даже не с тем, что кто-то кого-то пытается обмануть (автор искренне считает, что мало на свете людей от бизнеса, которые стремятся «кинуть» руководителя проекта), а с тем, что люди склонны не понимать друг друга. Такая особенность людей проявляется везде — от семейной жизни до политических переговоров на высшем уровне. Автор был свидетелем того, как однажды два человека в ходе переговоров ругались и спорили, чуть не переходя на личности, доказывая друг другу свою правоту. При этом оба говорили одно и то же, но разными словами. И такое встречается сплошь и рядом. Суть разницы — в отличиях карты мира. Есть много тренингов для продавцов на тему сопоставления карты мира, поэтому мы останавливаться на этом сейчас не будем. Скажем только, что у каждого из нас свой собственный личный, профессиональный и эмоциональный уровень развития. И это создает отличия, делает нас разными. Развивайте свои компетенции и вы станете хорошим руководителем проекта.

 

От правильно описанного содержания проекта зависит то, насколько точно вы разработаете план проекта. А полный план проекта позволит вам адекватно выполнить проект без огромного потока изменений, который является основной проблемой проектов.

Давайте рассмотрим пример водопада.

На первом шаге мы описываем содержание нашего проекта — приобретение квартиры.

Мы определим основные потребности в квартире: три комнаты (родительская, детская, гостиная), не выше 5 и не ниже 3 этажа, кирпичный дом, желательно как можно ближе к метро, новостройка. 

Определим как будем искать квартиру: изучим предложения в интернете по новостройкам, начнем ездить и смотреть дома — не более 10 вариантов, в случае успеха заключаем договор с застройщиком, относим договор в Росреестр и ждем, пока дом сдастся, чтобы заселиться.

Казалось бы, все логично. Но вы спросите, почему не более 10 вариантов? Потому что важно иметь некое ограничение для того, чтобы корректно измерить нашу работу. Иначе все превращается в бесконечное растягивание срока и бюджета. Согласитесь, если вы проехали 15 вариантов, значит, скорее всего вы либо ездите смотреть каждый вариант, чего мы не предусматриваем нашим проектом, либо это уже не проект, а просто монотонный перебор имеющегося на рынке предложения. То есть не проект, а процесс мониторинга. А это уже совсем другой бюджет и совсем другая организация процесса.

Далее, мы определяем иерархическую структуру работ:

— Начало проекта

— Фиксируем положения Устава проекта

— Определяем, кому важно, какую квартиру мы купим

IMG_2456— Поиск варианта — описание содержания продукта

— Изучаем предложения на рынке

— Посещаем 10 строек и смотрим варианты

— Корректируем свои пожелания к квартире (продукту), добавляя новые требования

— Заключение договора

— Подписываем договор долевого участия

— Относим и регистрируем договор в Росреестре

— Заселение в новую квартиру (если есть ремонт)

Конечно, это упрощенный вариант. На деле в проекте куда больше работы, но мы убрали большое количество дополнительных материалов, которые необходимы и оставили только то, что реально нужно для примера.

Далее, двигаясь от этапа к этапу у вас происходит уточнение требований. Однако, что происходит при этом? Ничего — срок, бюджет, состав работ остаются примерно тем же. Так почему при «водопаде» у многих начинает хаотично изменяться расписание, срок, состав работ и бюджет? Потому что выполняют они эти работы не по «водопаду», а, скорее, по гибридной методологии. Ею тоже можно управлять качественно, но следует отдавать себе отчет в том, что управляешь именно ей, а не строить иллюзии о том, что управление строится по «водопаду».

Например, если через 10 попыток интересного варианта не найдено, то необходимо создать запрос на изменение. Далее — проанализировать, что не так может быть с нашим проектом. По итогу этого анализа вы можете как добавить в состав работ новую работу (еще несколько поездок) и, соответственно, новый бюджет, новые сроки и новые ожидания. Кроме того, по факту проведенного анализа проект может быть прекращен и, например, переведен в процесс мониторинга. У автора в таком состоянии находится вопрос приобретения автомобиля — нынешний модельный ряд ни одного из производителей не предлагает интересных экземпляров за искомый бюджет и качество.

IMG_2615Это нормально — такой подход позволяет управлять изменениями качественно, и четко осознавать в какой срок, с каким бюджетом и какой продукт будет передан потребителю.
А что будет, если управлять через гибкие методологии? Мы говорим: «нам нужна квартира». И начинаем смотреть варианты в интернете или в рекламе. Делая выборку, едем и смотрим варианты. Если не подходит (не нравится), делаем новую выборку и снова едем смотреть. И так — пока не найдем нужный. Казалось бы, грань тонка. Но она есть — дело в том, что очень часто к такому подходу «сваливается» этап «водопада». И это создает иллюзию выполнения проекта по «водопаду». В приведенном примере отсутствует как таковая работа с удовлетворенностью потребителя (качеством), отсутствует понимание срока и бюджета проекта, а также непонятно, сколько еще работы будет выполнено. В некоторых случаях такой подход оправдан. Например, при разработке нового программного обеспечения или при разработке маркетинговых акций.

Мы призываем правильно оценивать используемую методологию и принимать верные решения. Это позволит вам выполнять проекты успешно и передавать клиенту.

Предлагаем обсудить это в комментариях к статье или на форуме. Читайте наши статьи на этом сайте и подписывайтесь на новостную ленту. Мы стараемся быть полезными для вас.

Вам также может быть интересно

Добавить комментарий