Договаривайтесь с заказчиком, или…

Любой заказчик любит, когда с ним договариваются. Не любит только тот, кто не ждет чего-то конкретного, а стремится улучшить свои KPI. Поэтому старайтесь вовлекать заказчика проекта с первых минут в проект — договаривайтесь с ним.

Как правило, в момент переговоров ваш заказчик формулирует свою потребность довольно пространно. Не так уж и часто бывает, что цели установлены по SMART, или задача предельно ясна. Мы вспоминаем Хэлдман Ким, которая говорит о том, что выявление требований — это та еще задачка. Что это одна из самых незавидных и тяжелых работ в проектах.

Вместе с тем такая работа существенно облегчает выполнение проекта. Чем детальнее удастся договориться с заказчиком проекта на первых порах, тем проще и быстрее будут выполнены работы, тем эффективнее и корректнее будет продукт.

Мы в своей деятельности сталкиваемся с тем, что исполнитель и заказчик договариваются в формате «сколько будет стоить — столько» и далее ударяют по рукам, бегут делать работу. Как вы думаете, что происходит потом?

Все просто — исполнитель в какой-то момент понимает, что попросил мало денег. Начинаются длинные сложные переговоры об увеличении стоимости. И это скорее переговоры в духе lose-lose (проиграл-проиграл). Это то, что называется компромиссом и считается плохой практикой в деловых отношениях. Ведь заказчик в этой ситуации платит незапланированные деньги, а исполнитель нервничает, переживает и тратит силы и другие ресурсы на то, чтобы обосновать заново бюджеты и новые сроки. Понятно, что все это происходит в обстановке общей нервозности.

Такая практика сложилась в России. Связано это исключительно с тем, что заказчик, несмотря ни на что, пытается сэкономить деньги. Пусть даже путем стресса, конфликтов и прочих неприятных ситуаций. А исполнитель пытается добиться инициации проекта. И вот тогда возникает подобная ситуация.

Хорошо это или плохо?

Пожалуй, давать такую оценку не представляется возможным. Скорее, конечно, это плохо с точки зрения проектного управления как его пропагандирует PMI. Но реалии российского бизнеса вносят сюда коррективы.

Мы призываем все-таки договариваться с заказчиками проектов. Ведь именно это и является залогом успешного выполнения этих самых проектов.

Вам также может быть интересно

Добавить комментарий